«Секта» — слово, связанное в сознании нашего человека с чем-то негативным. Считается, что если о каком-то человеке говорят, что он сектант, его следует опасаться. Люди боятся, что сектанты могут обмануть их или их близких, обокрасть или нанести вред психике человека. Иногда такие опасения оправданы. Но давайте попробуем ответить на вопросы: «Что такое секта?», и «Почему люди позволяют себе называть словом «секта» уважаемые христианские церкви?»
Для начала давайте посмотрим, какое определение деструктивной секте даёт открытая энциклопедия «Википедия».
Деструктивная секта (англ. Destructive cult) — термин, используемый социологами, психологами, криминалистами, публицистами, богословами по отношению к религиозным, неорелигиозным и другим группам и организациям, нанёсшим вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемым в потенциальной опасности нанесения такого вреда.
То есть, опасные религиозные секты — это организации, наносящие вред своим членам (адептам). Основателями сект порой выступают радикальные религиозные фанатики, которые, решив, что им поручена свыше особая «миссия» и обладая даром убеждения, находят своих последователей и уводят их за собой. Но есть и такие деструктивные секты, которые созданы неверующими мошенниками специально для того, чтобы обманывать религиозно настроенных граждан. Не удивительно, что секты так напугали наших соотечественников.
Отчасти причиной тому, что многие жители нашей страны стали жертвами обмана, послужил социализм, исповедующий безбожие, который на 70 лет «спрятал» страны своего лагеря за железным занавесом, лишив народ всякой духовной информации, кроме той, которую можно было получить в немногих оставшихся традиционных мечетях и православных храмах. А после развала Союза «открылись» умы людей, жаждущих веры во что-либо превышающее их обыденное существование и лозунги вождей. Они, как губка, готовы были принять всё, что угодно: экстрасенсов, чародеев, магов и секты… После падения занавеса многие стали жертвами опасных сект, организаторы которых воспользовались отсутствием у бывших советских граждан элементарных религиозных знаний. Мошенники тогда хорошо поживились открытыми для веры людьми, втягивая в секты и обирая доверчивых искателей небесного счастья. Усугубили картину теракты религиозных фанатиков. Яркий тому пример — газовые атаки Аум Синрикё.
Все эти факты долго муссировались в средствах массовой информации. И благодаря тому, что граждане СНГ практически не знали иных религиозных течений, кроме православия и ислама, то, соответственно, ко всем вероисповеданиям, которые были неизвестны или мало распространены на территории СССР, у людей возникли насторожённость, недоверие, а порой и враждебность. Ведь для жителей постсоветского пространства незнакомые вероучения стали ассоциироваться с пугающими сектантами — то есть с крайней опасностью.
В итоге, сложилась ситуация, когда россияне, украинцы, белорусы, молдаване… стали считать опасными сектантами не только членов настоящих деструктивных сект, но и верующих из крупных всемирных христианских церквей только потому, что они менее известны, чем доминирующее у нас православие.
Усугубляет ситуацию и то, что некоторые священнослужители и даже государственные чиновники, вопреки официальной позиции РПЦ и законам государства, позволяют себе даже в средствах массовой информации употреблять по отношению к всемирным христианским церквам, наименование «секта». Возможно, они делают они это в силу собственной религиозной безграмотности или, воспользовавшись сложившимся стереотипом, сознательно пытаются дискредитировать неугодные им религии. Но эти высказывания приносят несомненный вред межконфессиональному миру в государстве.
Между тем, подавляющее большинство незаслуженно называемых у нас «сектами» христианских церквей уважаемы во всём цивилизованном мире. Их именуют протестантскими христианскими церквями. Их организации официально зарегистрированы в соответствующих государственных органах. Их представители, к примеру, входят в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. Они имеют свои молитвенные дома и храмы, учебные заведения, теле-, радиостанции, благотворительные фонды, издательства, ведут широкую социальную деятельность (собирают гуманитарную помощь для пострадавших, ведут пропаганду здорового образа жизни, помогают детским домам и т. д.).
Протестантские церкви получили такое название, потому что в своё время открыто выразили протест против полного и зачастую репрессивного контроля господствующей религии над взглядами своих прихожан. Протестантизм называют реформацией христианской церкви. Основателем реформационного движения принято считать Мартина Лютера (1483 – 1546 гг., Саксония), которому сегодня установлено много памятников в странах Европы. Мартин Лютер перевёл Библию с латинского на понятный простым людям язык, чтобы простые верующие сами могли видеть, чему учили пророки, апостолы и Иисус Христос. Именно тогда люди стали сверять то, к чему призывают их духовные наставники, с тем, чему учит Библия. В итоге, многие верующие покинули лоно господствующих религий.
Протестанты выступают за свободу выбора человеком своего вероисповедания, а духовным ориентиром считают текст Библии, отдавая ей приоритет по сравнению с вошедшими позже в христианство традициями. Внутри протестантства много конфессий, которые расходятся в толковании каких-либо текстов Библии, не затрагивающих основы христианства — спасения во Христе. Наиболее известные протестантские конфессии: баптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты, лютеране, англикане, евангельские христиане.
На Руси первые протестанты появились в 20-х годах XVI века, то есть почти 500 лет назад.
Чтобы убедиться в том, насколько распространены в мире протестантские христианские церкви, давайте посмотрим статистику. По сведениям агентства «Операция мир», по всему миру насчитывается около 943 млн. католиков, 720 млн. протестантов и 211 млн. православных («Операция мир», 2001 г.).
Существуют страны, в которых преобладают те или иные христианские конфессии. На сайте, специализирующемся на статистических данных о религиях мира,www.adherents.com приводятся следующие данные. Более 50 % населения католики составляют в Италии, Франции, Испании, Ирландии, Мексике, Польше; православные — в России, Армении, Беларуси, Болгарии, Грузии, Греции, Македонии, Молдове, Румынии, Сербии и Черногории, Украине, на Кипре; протестанты — в США, Великобритании, Дании, Финляндии, Гренландии, Исландии, Норвегии, Швеции и др.
Подводя итог, хочется отметить, что зачастую человек находится под влиянием стереотипов. Мы отрицаем то, в чём не разобрались, и враждебны к тому, кто наоборот, достоин уважения. Порой, стереотипы мешают нам узнать истину, такую, которая может изменить нашу жизнь, наполнив её любовью к близким и Богу.
Валерий Татаркин
Использованы отрывки из книги
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
Беда в том, что лучшим доказательством истины мы склонны считать
www.apologetica.ru